Осознание - это всегда построение целого из отдельных частей. рассмотрим, например, построение треугольника. есть три отрезка. их надо соединить. треугольник возникает только тогда, когда точки, соответствующие концам отрезков, совмещаются. в момент соединения произошло осознание. теперь есть новое целое, новая идея целого. с ней можно работать дальше.
Выводы:
- Сознание не тождественно осознанию;
- При осознании надо объединять "начало" и "конец", что возможно только в случае работы в пространстве следующей мерности. так, если мы представляем мир как трёхмерный, осознание происходит в четырёхмерном пространстве. чтобы сознавать четырёхмерный мир, нужно осознание в пятимерном пространстве, и т.д.;
- Раз осознание более многомерно, сам факт осознания ускользает от человека. он воспринимает только результат осознания. в нашем примере это не само мгновение соединения отрезков, а уже треугольник.
Весь процесс эволюции сознания можно разделить на две основные фазы: накопление фактического материала, информации о неких контактах с окружающей средой; формирование нового признака в модели мира, т.е. осознание. затем весь процесс повторяется, но на новом уровне.
После осознания вся накопленная информация уже не нужна и может быть отдана в окружающую среду, но понятие "информация" связано с понятием "энергия", поэтому процесс осознания всегда сопровождается выделением энергии. в таком случае первая фаза подразумевает получение из окружающей среды энергии и информации, вторая - их отдачу. появление же энергии воспринимается человеком как сила, радость. весь цикл развития сознания соответствует закону сохранения энергии.
Развитие сознания базируется на осознанном контакте с окружающей средой. развитию сознания соответствует определённая степень одухотворённости, просветлённости.
Развитие сознания может идти двумя путями:
- ощутил - пережил - осознал;
- осознал - ощутил.
Понятие "сознание" можно сформулировать и так:
- сознание - это то, что видит причинно-следственную связь;
- сознание - это то, что соединяет разделённое, позволяя в объединённом жить всем частям, и видит в объединённом эти части. высшая форма нервной деятельности - главное условие взаимосвязи и условие обратной связи;
- сознание - это то, что движет вперёд и позволяет не останавливаться;
- сознание - это то, что увлекается, не привязываясь, путешествует, не двигаясь, а посещая, не задерживается; кормит, не убивая;
- сознание - это то, что знает, не контактируя, а контактируя, созидает;
- сознание - то, что любит, не удерживая;
- сознание - зарабатывает, не воруя, созидает, не разрушая;
- сознание - то, что, встречая, сопутствует, расставаясь, поддерживает, теряя, остаётся;
- сознание в нужде находит, во тьме сопровождает; в неизвестности руководствует, известное не повторяет.
Сознание не может не работать, это активное состояние. процесс развития сознания связан не столько с познанием "мира как такового", "существующего независимо от сознания человека", сколько с самопознанием человека. более того: только самого себя человек и может познать. миф об "объективности" научного познания давно исчерпал себя. в процессе научных исследований развивается абстрактное мышление, но, "познавая", окружающий мир, человек не учится его понимать, а чаще просто набирает информацию и в итоге порой "не ведает, что творит".
Сознание всегда личностно. человек находится в активном, бодрственном состоянии сознания постольку, поскольку осознаёт своё взаимодействие с окружающим его миром и результат этого взаимодействия, выражающийся в некоем преобразовании, как мира, так и человека. окружающий мир предстаёт человеку в данностях его сознания. to, что нe осознано человеком, для него нe существует.
Можно предположить, что нечто "было", но то, что человек увидел, это уже другое "нечто": то, что "было", теперь "стало". это "нечто" перешло из прошлого в настоящее (из "минуса" в "плюс"). в результате этого взаимодействия что-то произойдёт с человеком, что-то случится в будущем. осознание - присутствие этих трёх этапов одномоментно.