Психическая эволюция – процесс накопления и частичной отработки психических мигов, который приводит к развитию личности, "Я" человека.

Психическая эволюция характерна для современного этапа развития человечества. До настоящего времени происходила, в основном, спонтанно (словарь АРС).

 

 

1

 

Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях (Словарь-справочник по педагогической психологии М.В. Гамезо, А.В. Степаносова, Л.М. Хализева. 2001)

Психическое развитие – процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности. (Возрастная психология - Сергеенкова ОП)

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

2

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Биологическая эволюция – это историческое развитие органического мира. Слово «эволюция» латинское и в переводе означает — «развертывание», а в широком смысле — всякое изменение, развитие, преобразование.

Эволюция состояний – один из аспектов психической эволюции, заключающийся в накоплении человечеством и отдельным человеком опыта различных состояний при взаимодействии со средой и другими людьми; неуправляемая психическая эволюция характеризуется:

  • спонтанным получением состояний;
  • их закреплением (запоминанием) путем повторов;
  • уходом от осознанных состояний;

при таком течении эволюционных процессов действует метод "проб и ошибок", на которые расходуется значительное количество потенциала как человечества в целом, так и отдельного человека; управляемая эволюция состояний возможна при использовании теории состояний, ориентирующей этот процесс в обратном направлении – "от сознания к состоянию"

Рождаясь, каждый человек наследует не только индивидуальные особенности (характеристики физического тела), но также, и опыт различных состояний, первоначально не проявленных, закодированных в генетической информации (как в изученной, так и в ещё недостаточно изученной её части). Таким образом, часть опыта состояний уже приобретена и объединена с генодревом. Этот опыт у людей различен. Но есть и состояния, общие для всех, позволяющие человеку выживать на Земле. Для того, чтобы эволюционировать, необходимо накапливать, развивать, закреплять различные психические состояния, к чему, собственно, и стремится человечество. К сожалению, чаще всего, человек не может сказать, какие состояния у него "отработаны", а какие – нет; какие уже есть, а какие (и в какой последовательности) необходимо приобретать. Тем более, нет опыта развития по пути не "от пережитых состояний к их осознанию", а "от осознания – к требуемым состояниям". Надо осознавать, что человек – эволюционирующая система, следовательно, и его состояния будут развиваться. Всё, что накоплено человечеством за время его существования: знания, материальные и духовные ценности, не может идти ни в какое сравнение с накоплением опыта различных состояний. Без него дальнейшее развитие людей стало бы невозможно и, соответственно, обесценились бы все остальные достижения цивилизации. К тому же, все обстоятельства жизни человека во многом определяются количеством, качеством, направленностью его психических состояний.

3

Все направления деятельности человека: наука, искусство, мировое культурное наследие – являются результатом накопления определённых состояний, их материализацией и необходимым условием психической эволюции. Поэтому важно знание "азбуки состояний". Оно даёт возможности для развития сознания. Причём изучение этой азбуки должно быть последовательным и систематическим.

На стадии формирования человеческого существа биологическая эволюция подходит к этапу своего завершения, и начинается процесс психической эволюции, который связан с развитием личности, персоны, "Я" отдельного индивида, осознанием им своей индивидуальности, появлением и дальнейшим накоплением пси­хических мигов и постепенным переходом к эволюции духовной, или развитию сознания.

Каждый человек в течение жизни проходит тот или иной эволюционный путь, имеет большее или меньшее прошлое.

В процессе психической эволюции происходит выход челове­ка на новые параметры, что сопровождается новыми состояния­ми, поэтому развитие «Я» необходимо, но этот процесс должен быть осмысленным, управляемым. Нужно учиться управлять собственным психическим развитием.

4