люди часто жалуются на недостаток времени, хотя каждый из нас им обладает. другой вопрос, как мы распоряжаемся собственным временем? насколько эффективно задействованы жизненные секунды, дни месяцы, годы. вероятно, настолько, насколько человек может осознавать настоящее время.

 

4

 

Во все времена были люди, которые за те же, отпущенные им годы жизни, успевали очень много. вывод прост: время в человеческом восприятии - величина относительная, а соответственно, имеет тенденцию меняться, убыстряться или растягиваться, появляться или исчезать. главное, научиться управлять этим процессом. если человек все делает автоматически, неосознанно, время его жизни умаляется, так как в моментах действительности не случилось главного - не было его «самого», его сознания.

Если мы осознаем происходящее, понимаем свое присутствие в нем, происходит замедление времени, в этом случае за один и тот же период календарного времени можно «прожить» гораздо больше мгновений настоящего, испытать большее количество состояний. контакт с окружающим миром в этом случае наиболее полный.

Как же материализовать собственное время? для начала нужно стараться, насколько это возможно, более осмысленно пребывать в мгновении настоящего: двигаться, дышать, спать, выполнять качественно любую работу, не подразделяя ее на интересную и скучную. ведь скучно лишь то, что человек многократно повторяет, так кто же мешает внести в следующее повторение элемент творчества, индивидуальности? любой откорректированное мгновение настоящего будет новым.

Первым шагом на этом пути может быть простое наведение порядка.

Все начинается с упорядочивания. главное - не допустить в свою жизнь состояние хаоса. только тот, кто понимает закономерность течения событий, сможет упорядочить собственную жизнь. те же, кто воспринимает ее, как цепочку случайностей, а не результат собственных действий, глубоко заблуждается, тратя попусту драгоценное время. оправдывает себя уважительное отношение ко времени, планирование дел, ответственное отношение к тому, чем мы занимаемся в данный момент. это значительно повышает работоспособность, ведь известно, что «свободного» времени не бывает. от чего свободного - от себя, собственной жизни?

 

Время - это редкая ценность, и не стоит его бесцельно поглощать.

 

2

 

Но это только начало. гораздо труднее просто быть, т.е. наделять своим сознанием каждое мгновение нашего настоящего. иначе говоря, временное измерение должно осознаваться человеком как некое пространственное. в этом случае он существует в этом измерении в прошлом, настоящем и будущем.

чаще всего в своей жизни, человек действует механически. его поступки с одной стороны обусловлены накопленным жизненным опытом предыдущих поколений, переданным на генетическим уровне, с другой за счёт приобретения навыков, обучения, получения каких-то сведений окружающей человека среды, от учителей, друзей, знакомых, тех, с кем он общается.

Вся эта информация, действуя подобно программе, заставляет человека поступать определённым образом и он, подобно автомату ей подчиняется.

Нетрудно представить ситуацию, когда человек нарушает какое-то хорошо известное правило, например, правила уличного движения [4]. он спешит, бежит на красный свет. эта ситуация повторяется изо дня в день. сознание здесь проявляется только на уровне переработки информации, поступающей через органы чувств.

А что, если побороть желание бежать как все, наперерез идущему транспорту? если удалось это сделать, то человек проявил более высокий уровень сознания, которое теперь взяло под контроль автоматизм его действий. подобное осознание человек может попробовать проявить и в любой другой ситуации, связанной с эмоционально напряжённым моментом настоящего времени.

Новому состоянию в мгновении настоящего (когда человек соблюдает правило) соответствует новая ситуация в прошлом, а значит и в будущем. поэтому человек перемещается со старой временной оси, связанной с прежней цепью причинно-следственных связей на новую временную ось. это перемещение происходит в пространстве, причём в качестве такой пространственной координаты выступает сознание человека, которое он сам и должен проявить! [26]. если эти проявления сознания будут повторяться достаточно часто, то начнёт формироваться новая временная ось, обусловленная проявлением сознания человека в данном мгновении настоящего времени.

Человек будет всё реже и реже попадать в ситуации, когда перед ним «горит красный свет», а соблюдать это правило будет всё легче. ось времени в этом мгновении настоящего постепенно поворачивается и в конце концов станет ортогональна старой оси времени. это значит, что старая временная ось для данного человека в рассматриваемом мгновении настоящего стала пространственной, а человек вместо перемещения во времени перешёл в движение в пространстве.

 

3

 

Приведённая ситуация может быть рассмотрена иначе. обыденное сознание человека, занятое переработкой информации через органы чувств, можно условно назвать «наблюдатель первого уровня» или просто «наблюдатель 1». сознание, контролирующее соблюдение правила будет соответственно «наблюдатель 2». похожая идея была высказана в начале двадцатого века дж. у. данном (1875 - 1949) [27]. в своей книге «эксперимент со временем» он задаётся вопросом, почему человек видит сны, которые сбываются, и даёт ответ: «потому, что время многомерно». в особых «измененных» (этот термин был придуман уже после смерти данна) состояниях сознания одно из временных измерений человека становится пространственноподобным – по нему-то он и может передвигаться в прошлое и будущее. поскольку в качестве примера данн рассматривал сон, то идея проявления сознания более высокого уровня во сне может рассматриваться как дискуссионная [2], однако «данн почувствовал нечто фундаментально верное в темпоральноментальной структуре эпохи, то, что назвали «серийным мышлением».

Есть два наблюдателя, говорит данн. наблюдатель 2 следит за наблюдателем 1. находящимся в обычном четырехмерном пространственно-временном континууме. но сам этот наблюдатель 2 тоже движется во времени, причем его время не совпадает со временем наблюдателя 1. то есть у наблюдателя 2 прибавляется еще одно временное измерение, время 2. при этом время 1, за которым он наблюдает, становится пространственноподобным, то есть по нему можно передвигаться, как по пространству - в прошлое, в будущее и обратно, подобно тому, как в семиотическом времени текста можно заглянуть в конец романа, а потом перечитать его еще раз. далее данн постулирует наблюдателя 3, который следит за наблюдателем 2. континуум этого последнего наблюдателя будет уже шестимерным, при этом необратимым будет лишь его специфическое время 3; время 2 наблюдателя 2 будет для него пространственноподобным. нарастание иерархии наблюдателей и, соответственно, временных изменений может продолжаться до бесконечности, пределом которой является абсолютный наблюдатель, движущийся в абсолютном времени.

 

4

 

интересно, что, согласно дану, разно порядковые наблюдатели могут находиться внутри одного сознания, проявляясь в особых состояниях сознания, например, во сне. так, во сне, наблюдая за самим собой, мы можем оказаться в собственном будущем, тогда-то мы и видим пророческие сновидения. серийный универсум дана - нечто вроде системы зеркал, отражающихся друг в друге. вселенная, по дану, иерархия, каждый уровень которой является текстом по отношению к уровню более высокого порядка и реальностью по отношению к уровню более низкого порядка.

концепция дана оказала существенное влияние на культуру xx века [27]». идея наблюдения человека за самим собой, конечно, не была впервые открыта данном. она принадлежит древнему знанию и хорошо известна человечеству. принято считать [18], что человеку присуще четыре основных состояния: сон, бодрствование, самоосознание, объективное осознание. любой человек от природы наделён первыми двумя. самосознание можно рассматривать как предел, к которому стремится иерархия наблюдателей дана.

в самом деле, можно стараться проявлять сознание в каждом мгновении настоящего, но нет гарантии, что что-то не упустишь, поэтому целесообразно перейти к другому уровню наблюдения - самонаблюдению, которое на первых порах достигается с помощью объединённого внимания. суть в том, что человек часть внимания обращает на объекты в среде, а часть удерживает на себе самом. при такой практике со временем моменты самонаблюдения накапливаются и, объединяясь, приводят к состоянию самоосознания.

однако, попробовав на практике объединённое внимание, любой человек убедится, что его трудно удерживать. кроме того, он поймёт, что можно жить и без этого состояния, а это означает, что ось времени, соответствующая состоянию самоосознания ортогональна оси времени, соответствующей состоянию бодрствования. таким образом, самосознание позволяет перейти от перемещения во времени к перемещению в пространстве.

но для того, чтобы начать удерживать объединённое внимание, человек должен обладать значительным запасом жизненного потенциала. его накопление обеспечивает практика отработки мигов.

психическая эволюция человека происходит в основном спонтанно, она неуправляема. этой ситуации соответствует «движение во времени». переход к следующей эволюционной ступени связан с осознанием «движения во времени» и переходу к «движению в пространстве». это позволит решить многие проблемы, накопившиеся у человечества, в частности, экологическую.

поскольку каждый человек сам проявляет сознание более высокого уровня, то задача эта решается индивидуально. таким образом, появляется возможность изменить отношение человека к понятию время.

5