Окружающую среду можно условно разделить на три типа по степени информационной сложности.

Первичная - та, в которую ещё не вторгся человек и ещё нет информации, связанной с его состояниями; одним из характер­ных примеров может быть жизнь на дне моря (соответствующая иллюстрация дана в гл. "эволюция состояний и матрица психических состояний").

 

 

scale 2400

Сложная окружающая среда, когда человеком уже внесена некоторая информация в природу. примерами такой среды могут, в частности, служить не только подвергавшиеся каким-либо преобразованиям природные ландшафты (например, парк, подобный

Павловскому под санкт-петербургом, разбитый на месте бывше­го леса), но и типичные объекты городского пейзажа – рынок, многолюдная улица, производственное помещение. в отдельных случаях окружающая среда является не только сложной, но и "психически перенасыщенной", содержащей информацию об очень большом количестве разнообразных состояний. примерами та­кой перенасыщенной окружающей среды могут быть большая ярмарка, митинг, наиболее крупные и посещаемые музеи (эрми­таж, лувр).

Сверхсложная окружающая среда. к этому классу относятся, в частности, различные "негативные" аномальные зоны – от "чёр­ных дыр" и других особых объектов во вселенной до наиболее выраженных аномальных участков земной поверхности. подоб­ные аномалии соответствуют среде с крайне низким уровнем со­знания. такая среда разрушает физически и психически.

Однако, если осознание произошло, то среда, хотя и остаётся сверхсложной, перестаёт разрушать, так что к сверхсложной окружающей среде следует отнести и случаи, когда, напротив, очень велика степень осознания ситуации людьми, участвующими в ка­кой-либо целенаправленной деятельности (коллектив единомышленников, активно развивающих сознание). такая среда постепен­но становится нормой (рис. 1).

scale 2400

Троичность деления по степени сложности можно усмотреть и в других случаях. например, атом - молекула - сверхсложные белковые молекулы; клетка - группа клеток - многоклеточный организм; буква - слово - предложение; деталь - узел - устройство в целом.

Каждому типу сложности среды соответствует определённая ступень развития человека. в состоянии первичности человек ещё не может оказать какого-либо заметного влияния на среду. слож­ная среда возникает в результате вторжения в природу по прин­ципу: "сначала сделаем, а потом посмотрим, что получится". че­ловек при этом тоже "сложный" – он достаточно энерговооружён, развил технику, науку. сверхсложная среда (рис. 4, г) соответству­ет такой жизненной ситуации, когда какие-либо миги не осозна­ются и происходит их накопление, вплоть до критического.

Целью теории состояний является рассмотрение в первую очередь психических состояний человека, поскольку именно его созна­ние оказывается способным охватить всё многообразие природ­ной среды, создать модели мира (напомним, что мы определяем сознание, как модель мира, присущую субстанции).

В развитии сознания человека наряду с влиянием на него состояний живой и неживой природы, окружающей среды различных типов (от первичной до сверхсложной) важную роль играет среда общения. в современном мире она является многоуровне­вой, включающей в себя как влияния, оказываемые на личность её ближайшим окружением (члены семьи, коллеги по работе, дру­зья, соседи), так и информацию, поступающую от более крупных общностей. их часто объединяют словом "социум", включая сюда профессиональные и национальные объединения, создаваемую со­временными средствами массовой коммуникации (телевидение, компьютерные сети, пресса, радио) информационную среду, а так­же тот "фон общения", который характерен для того или иного населённого пункта. наконец, всякий человек находится в общем информационном поле человечества в целом (см. рис. 2).

А интегрирующую роль связующего звена между кратковременными психическими реакциями на изменения состояния окружа­ющей среды и свойствами личности у человека играют его психи­ческие состояния, проявляющиеся в конкретных мигах.

scale 2400 1